Организованная образовательная деятельность в подготовительной к школе группе по теме: «Как случилось, что вода неподвижна и тверда?»
Задачи.
Начало формы
Образовательные.
Уточнение и расширение словарного запаса детей о свойствах льда.
Обучение пониманию переносного смысла выражения из загадки (крыша - толстое стекло).
Обогащение лексики словами признаками, родственными словами.
Развитие диалогической речи у детей.
Развивающие.
Развитие общей и мелкой моторики.
Формирование продолжительности выдоха.
Развитие тактильных ощущений.
Формирование лексико-грамматического строя речи.
Воспитательные.
Формирование познавательного интереса, доброжелательного отношения друг к другу.
Ход.
На столе стоит тазик с водой в нем плавает золотая рыбка. Воспитатель загадывает загадку: «Рыбам зиму жить тепло. Крыша — толстое стекло».
— О чем эта загадка?
— О замерзшей реке.
— Правильно, крыша — толстое стекло это лед на реке. Ребята, а как же зимуют рыбы?
— В воде, подо льдом.
— Чем рыбы дышат?
— Жабрами.
— Посмотрите на открытке нарисован холодильник и есть знак «глаз». Как вы думаете, что он означает? Надо заглянуть в холодильник.
Достаем лед, рассматриваем.
— Ребята, когда вы берете лед в руки, что чувствуют ваши пальчики?
— Лед холодный, прозрачный, хрупкий, скользкий, мокрый.
— Ребята скажите, а почему лед сравнивают со стеклом?
— Потому что он прозрачный.
— А почему его нельзя вставить в окно?
— Он растает.
— Вспомните, в какой сказке у лисы была избушка ледяная?
— В сказке «Заюшкина избушка».
— Чем была хороша избушка у лисы?
— Красивая, прозрачная.
— А чем она оказалась плоха, когда пришла весна?
— Она растаяла.
— А почему она растаяла?
— Стало пригревать солнце.
— Ребята, а если мы оставим лед в группе, что с ним произойдет?
— Он растает.
— Но в группе же у нас нет солнца, а лед все равно тает почему?
— В группе тепло.
— А как мы можем убедиться, что лед тает?
— Можно его оставить на блюдце, и он степенно растает.
— А как можно ускорить этот процесс?
— Можно положить его на батарею.
Релаксационный этюд. «Солнышко и лед».
— Ребята процесс превращение льда в воду называется таянием. Давайте вместе проговорим это слово.
Дети проговаривают новое слово хором и индивидуально.
— Скажите ребята, а имеет ли вода форму?
— Вода принимает форму того сосуда в который она налита.
— Проверим — нальем в стакан и другие сосуды разной формы.
Дети наливают воду в разные сосуды.
— А как вы думаете, имеет ли лед форму? У каждого из вас есть кусочки льда, они разные по форме и по размеру, давайте положим их в разные емкости.
Дети раскладывают лед по формочкам.
— Скажите ребята, а меняет ли лед форму?
— Лед форму не меняет.
— Как вы его раскладывали?
— Брали его рукой.
— А воду можно взять рукой и разложить?
— Нет.
— Лед не меняет формы, куда бы мы его не положили, причем его можно брать рукой и переносить с место на место. Ребята, а что же такое лед?
— Это вода только в твердом состоянии, замороженная.
— Давайте поиграем и придумаем родственные слова слову лед.
— Ледяной, ледянка, ледышка, льдинка, ледовый.
— Ребята, а как вы думаете, где на Земле больше всего льда. Посмотрите на глобус. Очень много льда в Арктике и Антарктиде. А самый большой ледник находитесь в Антарктиде, давайте вместе проговорим слово Арктика и Антарктида.
Дети проговаривают новое слово хором и индивидуально.
— А слова Антарктида разделим на слоги, ан-тарк-ти-да длинное слово, сколько в нем слогов?
— Четыре.
— Ребята, а как вы думаете, что происходит с ледниками в Арктике и Антарктиде, когда на них падают солнечные лучи?
— Они начинают таять, но растаять полностью не могут, потому что в Антарктиде и в Арктике лето очень короткое и не жаркое.
— Дети, а слышали ли вы что-то об айсбергах? Айсберги это огромные горы льда, которые откололось от ледяных берегов Арктики или Антарктиды и течение их вынесло в море.
Показ картинки.
— Как вы думаете, что происходит с этими кусками льда? Плавают они или тонут? Давайте проверим, берите кусочки льда и опускайте их в воду.
Что происходит?
— Лед не тонет.
— Почему лед не тонет?
— Лед легче воды.
— Почему не тонут айсберги? Большая часть айсберга скрыта под водой. Они плавают в море несколько лет, постепенно тают, дробятся на мелкие части. А как вы думаете, опасны ли айсберги? Для кого и чего они опасны? Айсберги большую опасность представляют для кораблей.
Показ картинки.
— Давно, почти сто лет назад столкнувшись с айсбергом, затонул пассажирский теплоход «Титаник». Ребята, а пассажирский теплоход кого перевозит?
— Пассажиров.
— Для какого вида транспорта опасны айсберги?
— Водного.
— Ребята скажите, о чем мы сегодня говорили? Что нового и интересного вы узнали?
Литература.
- Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. – М.: Педагогическое общество России, 2003.
- Соловьева Е. Как организовать поисковую деятельность детей // Дошкольное воспитание. – 2005. – №1.
Подготовила:
воспитатель МАДОУ
«Центр развития ребенка
детский сад №12 г.Шебекино»
Кудрявцева Оксана Викторовна.