Перспективное планирование дидактических игр в старшей группе
СЕНТЯБРЬ
«Угадай транспорт»
Задачи: закреплять представления детей о транспорте, умение узнавать предметы.
Правила: называть транспорт можно только после того, как прозвучит загадка о нем. Выигрывает тот, кто больше даст правильных ответов, т. е. получивший больше картинок с транспортом.
«Играй, да смекай!»
Задачи: учить соотносить речевую форму описания дорожных знаков с их графическим изображением.
Правила: изображение дорожного знака закрывается только после прослушивания информации о нем. Выигрывает тот, кто первым правильно закроет все изображения, прозвучавшие в загадках или стихах.
«Подумай — отгадай»
Задачи: уточнить представление о транспорте и правилах безопасного поведения на дорогах.
Правила: необходимо давать правильный индивидуальный ответ, а не выкрикивать его хором. Выигрывает тот, кто получил больше фишек за правильные ответы.
ОКТЯБРЬ
«Веселый жезл»
Задачи: обобщить представление о правилах поведения пешеходов на улице; воспитывать желание выполнять правила безопасного поведения на дорогах в жизни.
Правила: воспитатель делит детей на две соревнующиеся команды, сообщает название игры и ее правила. Дети слушают внимательно ответы сверстников и не повторяться. Выигрывает та команда, которая назовет больше правил для пешеходов. Давать ответ можно, только получив жезл.
«Мы — водители»
Задачи: помочь научиться понимать дорожную символику и ее специфику; формировать и развивать умение самостоятельно придумывать графические символы, видеть и решать проблемы.
Правила: нужно придумать дорожный знак наиболее сходный с общепринятым. Самый удачный знак получает фишку. Выигрывает тот, кто наберет большее количество фишек.
Материалы:
1. Карточки с дорожными знаками по сериям: дорога идет в медпункт (другие 6 вариантов); встречи в пути люди (другие 6 вариантов); сложности в пути, возможные опасности (6 вариантов).
2. Мел, если разветвленная дорога чертится, или полоски бумаги, изображающие такие дороги.
3. Маленькая машина или автобус.
4. Фишки – 30 шт.
«Законы улиц и дорог»
Задачи: совершенствовать знания о правилах поведения на улицах и дорогах; развивать внимание, умение решать проблемные ситуации, читать дорожные знаки, самостоятельно ориентироваться на улице; воспитывать интерес к выполнению правил безопасного поведения на дорогах.
Правила: участвуя в разыгрывании дорожных ситуаций, не нарушать правил безопасного поведения на дорогах. Задания нужно выполнять до конца.
Материалы: игровое поле, фигурки пешеходов и транспорта, дорожные знаки.
НОЯБРЬ
«Час пик»
Задачи: помочь усвоить основные правила безопасного поведения на дорогах; уточнить знания о профессиях.
Правила: доехать от старта до финиша, не нарушив правил дорожного движения. Всех пассажиров развезти до нужной остановки. Решить все дорожные ситуации.
Материалы: игровое поле, кубик, фишки, 32 карточки (12 синих — «работники», 12 желтых — «посетители», 7 розовых — «ситуации»).
«Собери дорожные ситуации»
Задачи: закрепить представление о правилах безопасного поведения на дорогах.
Правила: как можно быстрее правильно собрать из частей целую картинку, полнее рассказать по ней дорожную ситуацию.
Материалы: два (или более) набора кубиков с наклеенными картинками, отражающими дорожные ситуации. Количество рисунков соответствует количеству сторон кубика.
«Что будет, если…»
Задачи: выяснить, для чего нужны правила безопасного поведения на дорогах, почему важно их выполнять как водителям, так и пешеходам; учить устанавливать простейшие причинно-следственные связи и отношения.
Правила: не мешать друг другу, слушать и отвечать. При необходимости дополнять ответы.
ДЕКАБРЬ
«Найди нужный знак»
Задачи: продолжать закреплять знания дорожных знаков, средства регулирования дорожного движения.
Материал: 20 картонных карточек (пазлы). На одних половинках карточек изображены дорожные знаки, на других – соответствующие им дорожные ситуации.
Правила:Ребенку предлагается поле, на котором, в углах изображены машины, а в другом человек; ребенку необходимо из предложенных знаков выбрать нужные для водителя и для человека.
«Светофор»
Задачи: ознакомить детей с правилами перехода перекрестка, регулируемого светофором.
Материал: красные, желтые, и зеленые круги, машины, фигурки детей.
Правила: Один из играющих устанавливает определенные цвета светофора (наложением красных, желтых или зеленых кругов), машин и фигурки детей, идущих в разных направлениях. Второй проводит через перекресток машины ( по проезжей части) или фигурки детей ( по пешеходным дорожкам) в соответствии с правилами дорожного движения. Затем игроки меняются ролями. Рассматриваются различные ситуации, определяемые цветами светофора и положением машин и пешеходов. Тот из игроков, который безошибочно решает все возникшие в процессе игры задачи или допускает меньше ошибок (набирает меньшее число штрафных очков), считается победителем.
«Правила дорожного движения»
Задачи: закрепить основы дорожной грамоты; познакомить с основными дорожными знаками, их классификацией, назначением.
Правила: Воспитатель берет на себя роль инспектора ГИБДД. Участники движутся по игровому полю при помощи кубика. Выпал зеленый цвет – движение разрешено, желтый – внимание, красный – стой – играющий пропускает ход. Если фишка остановилась на поле с изображением дорожного знака, участнику нужно найти знак из этой группы в «общем банке». Выигрывает тот, кто наберет наибольшее количество очков. 1 карточка – одно очко
ЯНВАРЬ
«По дороге»
Задачи: закрепить знания о различных видах транспорта.
Материал: картинки грузового, легкового транспорта, фишки.
Правила: Перед поездкой договоритесь с детьми, кто какой вид транспорта будет собирать (для наглядности можно раздать картинки грузового и легкового транспорта, также можно взять специализированный транспорт: милиция, пожарные, скорая помощь и т.д.). По дороге дети обращают внимание на машины, называя их получая за это фишки. Кто больше соберет, тот и выиграл.
«Учим дорожные знаки»
Задачи: продолжать закреплять знания детей о дорожных знаках, светофоре.
Материал: карточки большие и маленькие со знаками.
Правила: Между играющими делят большие карты поровну. Ведущий по очереди показывает карточки с дорожными знаками, тот кому она подходит, забирает знак, кладет в правый верхний угол и рассказывает, как называется этот знак, в каких ситуациях применяется. Выиграет тот, кто правильно подберет знаки к ситуациям и сможет это объяснить.
«Большая прогулка»
Задачи: познакомить детей с дорожными знаками.
Материал: игровое поле, фишки, дорожные знаки.
Правила:Дети на фишках-автомобилях проезжают по улицам города, соблюдая правила дорожного движения, собирают фотографии друзей и возвращаются к себе домой. Кто первый вернется, нарушив меньше правил, тот и выиграл.
ФЕВРАЛЬ
«Я грамотный пешеход»
Задачи: учить детей анализировать ситуации на дороге; закреплять у детей навыки безопасного поведения на улицах города.
Материал: два набора карточек с ситуациями, дорожные знаки.
Правила:Ребенку предлагается вначале рассмотреть опасные ситуации, которые могут случиться на дороге; если ребенок отвечает правильно, то ему предлагается самостоятельно найти нужный знак в соответствии с ситуацией на карточке.
«О чем сигналит регулировщик»
Задачи: развивать у детей наблюдательность (на примере наблюдения за работой регулировщика); учить находить нужный сигнал светофора в зависимости от положения регулировщика.
Материал: три карточки с различными изображениями регулировщика, которые соответствуют сигналам светофора, на обратной стороне каждой карточки светофор без сигналов.
Правила:Ребенку необходимо подобрать к каждой карточке с положением регулировщика сигнал светофора по памяти.
«Дорога к бабушке»
Задачи: способствовать повышению уровня дорожной грамотности.
Материал: поле, на котором изображен путь к бабушке с различными дорожными знаками; фишки; кубик.
Правила: Двум – трем детям предлагают наперегонки добраться до домика бабушки, соблюдая при этом правила дорожного движения.
МАРТ
«Найди нужный знак»
Задачи: закрепить у детей знание дорожной азбуки; учить узнавать знаки дорожного движения, необходимые для безопасности пешехода на дороге.
Материал: картонный лист, на котором в углу изображены машина, а в другом человек; дорожные знаки на липучках.
Правила:Ребенку предлагается поле, на котором, в углах изображены машины, а в другом человек; ребенку необходимо из предложенных знаков выбрать нужные для водителя и для человека
«Подбери знак»
Задачи: учить детей сравнивать дорожные знаки по значению.
Материал: карточки, на которых изображены образцы знаков, отличающихся по форме, цвету.
Правила: Пред каждым ребенком лежит карточка, на которой изображен образец знака, ребенку необходимо подобрать к образцу другие знаки, соответствующие по форме, цвету, затем необходимо объяснить значение знаков на карточке.
«Говорящие дорожные знаки»
Задачи: научить детей ориентироваться по дорожным знакам, соблюдать правила безопасного поведения на дорогах, быть внимательными друг к другу.
Материал: каждое игровое поле – рисунок разветвленной системы дорог с дорожными знаками. Машины, игровые персонажи.
Правила: Перед каждым ребенком поле, каждому задание: проехав по полю, соблюдая все правила, не пропустив ни одного знака, доехать до названного пункта
АПРЕЛЬ
«Соблюдай правила дорожного движения»
Задачи: учить ориентироваться по дорожным знакам, соблюдать правила безопасного поведения на дорогах.
Материал: игровое полотно, дорожные знаки, машинки, фигурки людей.
Правила: Дети выбирают себе машинки и фигурки людей, ориентируясь по нарисованной ситуации, проводят своих персонажей по игровому полю.
«Пешеходы и транспорт»
Задачи: закрепить с детьми правила безопасного поведения на улицах.
Материал: кубик, игровое поле, фишки.
Правила: На игровом поле изображена дорога, по которой с помощью фишек двигаются играющие, у них на пути препятствия в виде знаков. Попадая на эти препятствия, играющий возвращается назад. Попав на «пешеходный переход», игрок по красной стрелке продвигается вперед. Побеждает тот, кто первым достигнет финиша.
МАЙ
«Правила поведения»
Задачи: учить необходимым мерам предосторожности; закрепить правила поведения на дорогах.
Правила игры: обсудить различные опасные ситуации, которые могут возникнуть при играх во дворе дома, на улице.
Материал: Разрезные картинки.
Правила: На доске картинки, на которых изображены люди в различных ситуациях. Воспитатель предлагает детям рассмотреть их. Дети рассматривают эти картинки, выбирают любую и рассказывают, вспоминая правила дорожного движения, чего нельзя делать и как надо поступать.
«Мы - пассажиры»
Задачи: уточнить знания о том, что все мы бываем пассажирами; закрепить правила посадки в транспорт и высадки из него.
Правила: Картинки с дорожными ситуациями.
Ход игры: Дети берут по одной картинке и рассказывают, что на них нарисовано, объясняя, как надо поступать в той или иной ситуации.
Список литературы
1. «Добрая дорога детства». – ООО «Стоп – Газета» - Безопасность на дорогах. – 2004, №8
2. Ковалько В.И. Игровой модульный курс по ПДД. – М.: Вако, 2004.
3. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
Подготовила:
воспитатель МАДОУ
«Центр развития ребенка
детский сад №12 г.Шебекино»
Олехнович Полина Тимофеевна